В английском языке это «business rule management system», а по-русски мы обычно говорим «система управления бизнес-правилами».
Что такое «бизнес-правила», и почему им потребовалась своя система управления? Сразу скажем, что все это актуально только для крупного бизнеса, маленький офис из 20 человек может и на бумаге закрепить свои правила.
Итак, представьте себе крупную компанию, в которой работают сотни менеджеров по продажам в разных регионах. Если правил нет, или они установлены очень размыто, то как у продажников может выработаться самая разная модель поведения. Один, например, может с порога раздавать скидки 20%, а если поторговаться, то можно и 30% выбить, и приносит десятки клиентов в месяц. Другой скидки не дает практически никогда, приносит единицы клиентов, но они работают с компанией долго и приносят больше прибыли с каждой сделки. Проанализировав ситуацию, руководство компании может принять решение о том, что какая-то модель действий является предпочтительной. Не важно какая, у компании могут быть свои резоны, но когда она такое решение принимает, важно его внедрить. И конечно, не обязательно проблема с продажниками может быть движителем этого процесса – скорее желание бизнеса систематизировать свою деятельность и не «набивать» повторно те «шишки», которые уже были набиты в другом месте.
И ТУТ НА СЦЕНУ ВЫХОДЯТ СИСТЕМЫ BRMS.
Конечно, задать правила и отслеживать их выполнение можно и вручную, на бумаге. Издав приказ, и контролируя его исполнение. Но во многих случаях становится более эффективным внедрить BRMS-систему, которая просто не даст совершить действия в системе электронного документооборота, которые противоречат правилам. Не может быть у клиента скидки больше 10% и точка, договор с такими параметрами внести в систему нельзя.
Всегда и во всех компаниях при внедрении BRMS-систем возникают типичные вопросы или возражения – как так, нельзя скидку больше 10%? А если особый случай, если очень надо? Тогда этот особый случай должен быть как-то описан, например, «если скидка больше 10%, договор должен быть завизирован генеральным». Поэтому, конечно, внедрение такой системы не происходит быстро. Ведь сначала необходимо описать деятельность компании в рамках каких-то правил принятия решений, и не забыть про все эти «особые случаи».
КАКИЕ ВЫГОДЫ ДАЕТ BRMS-СИСТЕМА?
Во-первых, это конечно, существенное снижение зависимости решений от личности, их принимающих.
Во-вторых, как это ни смешно – при внедрении BMRS руководство компании само начинает гораздо больше понимать о том, как устроена компания. Ведь всегда найдутся какие-то участки бизнеса, где директор просто не имеет понятия, какого рода решения могут приниматься, и насколько неправильными с его точки зрения они могут быть.
Во-третьих, существенное снижение зависимости бизнеса от ИТ, не только своего собственного, но и от внешних подрядчиков, которые, например, могут обслуживать систему документооборота. Если раньше, при изменении маршрутизации документа нужно было писать заявку в ИТ об этом, то теперь ответственные за документооборот сотрудники (секретариат), могут прописать в пользовательском интерфейсе новое правило «если договор на сумму больше Х, требуется виза сотрудника в такой-то должности».
Конечно в мире существует огромное множество реализаций BRMS-систем. Среди «монстров» этого рынка стоит упомянуть IBM WODM (ранее называлось – ILOG JRules), Oracle Policy Automation и JBoss Drools. В то же время, существуют и более доступные, и иногда даже бесплатные решения из opensource.