Сталкивались с ситуацией, когда в попытке зайти на сайт, вы получаете сообщение, что он не доступен? Если вы обычный пользователь, то, скорее всего, перейдете на другой ресурс. Но что делать, если это ваш собственный сайт? Связаться с провайдером веб-хостинга? Или причину проблемы надо выяснять у интернет-провайдера? Возможно, это неисправности вашего компьютера или смартфона? Вопросов много и причин, которые могут привести к недоступности ресурса еще больше. Можно до бесконечности проверять все возможные варианты, пока не будет выявлена проблема. Но можно пойти более быстрым путем – выполнить мониторинг работы сайта с использованием специальных инструментов. На этом моменте остановимся более подробно.
Любой интернет-ресурс, который претендует на звание надежного, должен находиться в легкой доступности для пользователей 7 дней в неделю и 365/366 дней в году. И чтобы это было так, за его работоспособностью надо постоянно следить. Это позволит избежать всевозможных неприятностей, предотвратить серьезны проблемы.
Мониторинг работоспособности сайта на предмет доступности может предполагать:
постоянную самостоятельную проверку через специальные онлайн-инструменты;
проверку работы в часовом интервале: как показывает статистика, пользователь, заинтересовавшись предложением сайта, вернется на него уже в ближайшие час-два;
контроль над работой компонентов проекта и метриками приложений: ошибки самих компонент и сервисов, скорость ответа, в том числе и базы данных, контроль над медленными запросами и запросами без индексации;
мониторинг общей производительности с мгновенным уведомлением о проблемах, что позволит быстро их устранять;
отслеживание ключевых параметров работы интернет-ресурса с частотой 1 раз в минуту в разных географических местоположениях: позволит убедиться в его стабильности в разных регионах, странах.
Владелец ресурса самостоятельно задает ключевые критерии проверки, позволяющие установить наличие/отсутствие проблем с:
Ожиданием времени ответа на запрос на вход. Актуально в процессе обновления кэша, при обработке тяжеловесных задач на сервере.
DNS-сервером. Бывают ситуации, когда сам ресурс физически доступен, но в определенные моменты времени его адрес не идентифицируется.
С решением плановых задач. В определенные моменты времени сайт может не работать, в то время как в остальное – функционировать без сбоев.
С подключением к базе данных. Остальное все работает, а сюда нет доступа.
С повышенным временем ожидания статических файлов, поступающих из сетевой инфраструктуры или вызванных проблемами с физическим аппаратным обеспечением и его компонентами.
Сегодня существует множество общедоступных сервисов, способных предоставить подробную информацию о проблемах в работе интернет-ресурса, в том числе и тех, которые были вызваны логам ошибок на стороне конечного пользователя. Такая методика эффективна для идентификации «плавающих» ошибок. На стороне сервера просматриваются логи этой ошибки, отслуживаются и устраняются.
Проверка работоспособности сайта – простой и надежный инструмент, который обеспечит стабильное функционирование ресурса. От этого зависят многие факторы, оказывающие непосредственное влияние на прибыльность бизнеса. Постоянно работающий сайт – это:
Стабильное взаимодействие с пользователями. Недоступный сайт – основная причина перехода потенциальных клиентов на другие ресурсы. Ни о какой регистрации, вводе контактных данных, паролей не будет идти и речи. Новые посетители больше не зайдут, а постоянные – разочаруются, особенно если проблема будет не одноразовой.
Сохранение высоких позиций в результатах поисковой выдачи. Google, Яндекс и прочие поисковики при ранжировании неработающих или медленно работающих сервисов. И если подобные проблемы часто будут повторяться, сайт скатится в низ поисковой выдачи.
Стабильность доходов от рекламы. Сайт не работает – реклама на отображается – нет прибыли. Рекламные сервисы тщательно следят за показами своих продуктов и могут поставить точку в контракте, если подобные явления приобретут массовый характер;
Выявление попыток несанкционированного доступа. Вредоносный код может «уложить» сайт и даже проникнуть на устройства посетителей. Если мониторинг покажет, что сайт не работает, вы сможете быстро принять соответствующие меры, убрать вирус. Это возможность минимизировать ущерб от хакерской атаки.
Плохой хостинг. Найти надежного хостинг-провайдера не так просто. Проверяя работоспособность сайта (в том числе порта хоста), вы сможете убедиться в том, насколько хорошо именно ваш провайдер. Если сайт отпадет из-за запланированного технического обслуживания – это одно. Но если проблема приобретет признаки постоянства – совсем иное.
DDoS и хакерские атаки. Сайт должен быть максимально подготовлен к повышенным нагрузкам, спаму и потенциальным взломам. Также можно воспользоваться дополнительным фильтром, через который будет проходить только очищенный (полезный) трафик. Их предлагают провайдеры хостингов.
Проблемы с программным обеспечением, базами данных, конфиденциальностью. Сайт может не работать по причине использования несовместимого плагина, ошибках в кодировании, случайного удаления определенного файла, наличия внутренних конфликтов. Система мониторинга сайта позволит выявить эти проблемы, а администратор быстро их устранит.
Проблемы в работе аппаратного обеспечения. Их может вызвать низкое качество блоков питания, сетевых контроллеров, механические повреждения проводов и даже банальное отсутствие электричества.
Некорректная работа сервера доменных имен. Неправильная конфигурация, наличие уже такого имени в системе, внесение изменений в записи – все это может привести к простою сайта.
Доменное имя или SSL-сертификат не продлевались. Доменное имя выдается сервису на определенный срок и по установленной стоимости в рамках заключенного договора. И если его не продлить, оно автоматически вернется в общий перечень доступных имен и может быть использовано другим клиентом.
Все эти моменты можно будет увидеть в результатах выдачи сервиса, выполняющего мониторинг вашего веб-продукта. Выполняя анализ доступности сайта, вы сможете контролировать появление всех этих проблем и следить за работоспособностью ресурса и тем, чтобы к нему был обеспечен постоянный доступ для пользователей. А результатом стабильности работы сервиса станут высокие позиции в поисковой выдаче, лояльность со стороны клиентов и рекламодателей, повышение уровня доходов.
Мониторинг сайтов – это не разовая задача. Чтобы избежать серьезных проблем и простоев ресурса она должна повторяться регулярно. Установить такой мониторинг можно несколькими способами:
Воспользоваться настраиваемыми оповещениями, как пример в Google Analytics. Как только поисковая система установит падение трафика ниже граничного параметра, на вашу почту будет оправлено соответствующее уведомление.
Создать в социальных сетях лояльное сообщество специально для клиентов вашего сайта. Как только они будут замечать какие-то проблемы или сбои в работе, они проинформируют.
Применением Sitecheckerbot. Это специальная бот-программа, предназначенная для проверки интернет-ресурсов на критические изменения. В случае их обнаружения владельцу направляется уведомление.
Но все эти варианты имеют существенные ограничения. Так, Google Analytics будет работать исключительно в поисковой системе Гугл. Далеко не все клиенты будут настолько привержены одному сайту, чтобы еще мониторить его работу и отправлять сообщения владельцу, тратя при этом современное время. А бот среагирует только на критические ошибки.
Поэтому лучшим решением для проверки доступности сайта будет применение специального программного комплекса от компании «Xelent». Просто введите в соответствующее окошко заголовок сайта и нажмите кнопку «проверить». Сервер в выбранной области будет мониторить работоспособность ресурса, постоянно пытаясь получить к нему доступ. Администратор по результатам проверки получает на указанный адрес многоуровневый отчет. В нем сообщается:
была ли попытка подключения успешной или нет;
направляется скрин целевой страницы с указанием IP-адреса;
указывается время отклика (к сведению: стандартное время загрузки сайта – 2 секунды. Если будет задержка хотя бы на 1 секунду, с сайта уйдет около 40% пользователей);
код ответа, код состояния HTTP, возвращаемый серверами («404» - Страница не найдена, «200» - ОК и пр.);
дата последнего простоя: покажет надежность провайдера.
Более детально об особенностях работы программы, актуальными тарифами, методами работы и поддержки и другими моментами сотрудничества с «Xelent» можно узнать у менеджеров компании по телефону или через онлайн-сервисы связи. Воспользуйтесь профессиональной помощью, ведь она всегда рядом.