Недавно в мире маркетинга появилась такая концепция как growth hacking – то есть применение различных инструментов для быстрого роста бизнеса. Сегодня расскажем об одном из методов growth hacking с точки зрения ИТ и веб-дизайна.
Небольшая оговорка – речь конечно идет о бизнесе, в котором Интернет играет или может играть заметную роль для сбора заказа, заявок, так называемых «лидов», но который не является интернет-магазином.
Итак, как обычно мыслит руководитель подобного бизнеса, особенно на этапе стартапа? Примерно так – «Нам же надо куда-то приводить посетителей из Интернета? Поэтому нужен сайт. Сайт надо сразу делать правильно, со всеми нужными функциями, чтобы потом не переделывать, и конечно, с узнаваемым красивым дизайном». Что следует дальше? Крутое ТЗ, тендер, выбор подрядчика, прототипы, макеты, утверждение, запуск, тестирование, докрутка.
В итоге сайт будет сделан в лучшем случае через 3 месяца и за сумму, измеряемую в десятках, если не сотнях тысяч рублей. Но с точки зрения growth hacking – это невероятная задержка, которая мешает росту, а не помогает!
Один из принципов growth hacking гласит «ship early, ship often» - что можно перевести как «продавайте как можно раньше, и как можно чаще».
Как же можно еще поступить? Начать от задачи – какая стоит задача на первом этапе? Привлечь трафик и заодно посмотреть, какая будет конверсия, а то может быть нужно менять суть предложения или модель бизнеса. Привлечь его куда? Очевидно нужны посадочные страницы. То есть сайт? Нет, не сайт, а набор «прилично выглядящих» посадочных страниц.
Какие посадочные страницы нужны, сколько?
Простейший метод может быть такой: с одной стороны пишется все то, что данный бизнес предлагает, с другой стороны – потенциальные проблемы, которые стоят перед клиентами и то, какие бы слова они использовали в поиске, чтобы найти решение. Далее находятся возможные пересечения – на какие потребности клиентов отвечает то, что делает бизнес. И вот на эти самые пересечения делаются посадочные страницы. Заодно это помогает спланировать рекламную кампанию в интернете, ведь только что записаны те поисковые фразы, которые скорее всего будут использовать клиенты.
В качестве примера – пусть мы продаем, скажем строительные материалы. Среди них, конечно, есть теплоизоляционные материалы – пеноплекс, пенопласт, минеральная вата и т.д. Какие проблемы клиентов решаются с их помощью. Очевидно, это что-то связанное с утеплением дома. В этом месте от владельца бизнеса потребуется определенное знание потенциальной аудитории – а как они сами говорят про эту проблему, какие используют слова.
Предположим, мы решили остановиться на словах «как утеплить дом». Зайдем в такой инструмент, как wordstat.yandex.ru и введем там эти слова. Мы сразу видим, что люди, которые набирали «как утеплит дом» также искали разные варианты утепления пола, утепления крыши, утепления чердака, и так далее. Заодно можно также посмотреть количество таких запросов именно в своем регионе, чтобы не делать посадочную страницу по какой-то теме, по которой просто недостаточно трафика.
Далее, мы можем решить, что он хотел бы сделать 3 основных лендинга по теме теплоизоляции – для «утепления дома», «утепления стен», «утепления чердака» (сюда же относится и «утепление крыши»). И так далее пройдемся по всем темам, и получим предположим 20 посадочных страниц.
Разница между словами «несколько посадочных страниц» и «сайт» - колоссальна. Если «правильный» сайт может делаться достаточно долго и дорого, то приобрести понравившийся шаблон посадочной странице на ресурсах типа themeforest.net (это только пример, таких ресурсов множество) можно за сумму от 10 долларов. Причем это уже будет продукт профессионального дизайнера – то есть со вкусом сверстанный.
Заменить на шаблоне картинки и текст на картинки своего продукта и текст про то, как он помогает решить проблемы посетителя страницы – дело буквально пары часов. Пусть даже и больше, но за день точно можно таким образом переделать 3 страницы про теплоизоляцию. Еще день может уйти на настройку рекламных кампаний в разных системах. Таким образом, мы за два дня «уже в эфире» и видим, работает это, или нет, можем корректировать тексты, переставлять различные секции в лендингах, запускаем А/В тестирование, и т.д. – то есть работаем! А не ждем месяц или больше, пока у нас появится приличный сайт, который публике не страшно показать.
Причем, посадочные страницы можно и запускать поэтапно. Если брать наш пример - проработали тему теплоизоляции, запустили. Дальше занимаемся например, кровельными материалами.
И в заключение немаловажный момент. С точки зрения надежности и работоспособности сайта, отдельные статические посадочные страницы гораздо надежнее сайта на каком-то движке, который динамически собирает страницы для показа пользователю. Ведь статической странице не надо лезть куда-то в mysql-базу с запросами, а значит ваш статический сайт, состоящий из десятка-двух таких лендингов будет работать гораздо надежнее в техническом плане, чем сайт на основе, например, WordPress. Понятно, что и динамический сайт можно сделать весьма надежным, закупив для него изначально мощный хостинг. Но к этому вопросу можно возвращаться позже, когда вы уже проверили на реально работающих посадочных страницах идею своего бизнеса, убедились, что получаете нужную вам конверсию.