Облачные технологии все прочнее входят в различные сферы жизни. В последние годы настоящий «бум» переживает облачная медицинская информационная система – по оценке экспертов, эта отрасль в ближайший год может вырасти более чем на 25 млрд долларов.
В здравоохранении всегда приходилось работать с большими массивами данных, и до недавнего времени они хранились в бумажных архивах. Такой подход приносил массу неудобств как врачам, так и пациентам. Поиск необходимых документов нередко занимал много времени, а их хранение требовало дополнительных площадей. Кроме этого, отсутствовала информационная связь между различными медицинскими учреждениями, что не позволяло передавать данные напрямую.
Все это привело к необходимости внедрения новых технологий в медицинскую отрасль. Однако с началом оцифровки всех данных возникли новые трудности. Оказалось, что в таком виде данные также требуют большого объема ресурсов для хранения. Использование собственного серверного оборудования оказалось слишком затратным и максимально неудобным. Кроме этого, снова возникала проблема цифровой связи различных поликлиник и больниц.
Но с развитием облачных технологий удалось решить ряд проблем и создать эффективную и удобную информационную систему для управления медицинской сферой. Расскажем об основных особенностях использования cloud-технологий в здравоохранении.
Одной из самых главных тенденций в развитии медицинских облачных систем стало создание единого цифрового профиля для каждого пациента. Облако позволило настроить регулярный обмен данными между различными медицинскими учреждениями, регуляторами и даже пациентами. Почти все страны уже запустили собственные проекты по формированию единого пространства для обмена данными между частными и государственными клиниками. Не исключение и наша страна.
В России этой областью занимается Минздрав. В рамках работы над проектом была создана система ЕГИСЗ. Она включает в себя 13 подсистем и реестров, которые объединены в единую сеть. Все данные системы размещаются в облаке, что позволяет решить вопрос с хранением БД, а также ускорить создание моделей машинного обучения.
Стоит отметить, что облачные технологии полностью соответствуют федеральным законам по обработке персональных данных. Это требование для больниц, лабораторий и медцентров является обязательным – организации работают с чувствительными данными (например, контактной информацией пациента, медкартами и т. д.), поэтому должны соблюдать законодательные нормы. Для хранения баз данных в медицинской отрасли применяются облачные платформы, соответствующие требованиям ФСТЭК УЗ-1.
Использование облачных решений позволило клиниках и лабораториям адаптировать собственную инфраструктуру под текущие нагрузки.
В последние годы из-за пандемии многие медицинские учреждения столкнулись с повышенными нагрузками на лаборатории. Число тестов на коронавирус в ряде клиник достигало 10000 в день, также возросла потребность в КТ легких и различных исследованиях для определения осложнений на COVID-19. Все это не могло не сказаться на ИТ-инфраструктуре клиник.
И, как показала практика, учреждения, уже использовавшие облачные технологии, справились с новыми потребностями намного лучше. Дело в том, что облако позволяет выполнить практически мгновенное масштабирование системы, а в ряде случаев – сделать этот процесс автоматическим. В условиях непрогнозируемой нагрузки облачные технологии позволили избежать сбоев и сохранить бесперебойность задач.
Если говорить об облаке для медицины, то нельзя не упомянуть пользу для диагностики различных заболеваний. Внедрение новых технологий позволило создать новые подходы в сфере обследований.
Например, стандартом в области здравоохранения стала Система поддержки принятия врачебных решений. Благодаря искусственному интеллекту врач может использовать большее количество гипотез. ИИ способен диагностировать болезни, собирая, анализируя и систематизируя данные о пациенте и сопоставляя анамнез с результатами обследований.
Положительное влияние ИИ и облачных технологий отмечено в области радиологии. Новые технологии помогают врачам правильно и быстро читать рентгенологические снимки и выполнять их виртуализацию. Многие компании в области программной разработки медицинских программ уже переходят на облако, что позволяет ускорить процесс интеграции систем в клиниках. В результате даже мед. учреждения в отдаленных районах смогли получить доступ к базам данных и присоединиться к единому стандарту по диагностике заболеваний.
Многие пациенты сегодня активно пользуются новыми технологиями, включая различные мобильные инструменты, приложения и программы. Поэтому медицинские центры и больницы все чаще ищут новые каналы коммуникации.
Одним из результатов развития облачной медицинской инфраструктуры стало внедрение чат-ботов и использование автоматизированных колл-центров.
Современные пациенты активно используют мобильные инструменты. Это позволяет медицинским центрам, больницам и другим организациям искать новые каналы коммуникации. Все чаще в сфере здравоохранения стали использовать инструменты по автоматизации колл-центров и внедрению чат-ботов.
А в 2020 году, во время весенней самоизоляции, Минздрав Московской области запустил робота-информатора, который контролировал граждан на карантине. Такой робот смог уточнять самочувствие пациентов и при необходимости переводить звонок на врача или скорую помощь. Также информатор давал практические советы о записи в МФЦ, получении электронного больничного или оформлении финансовой поддержки.
Если говорить о скорости развития облачной медицины, то она увеличилась с началом пандемии коронавирусной инфекции. Конечно, еще рано говорить о «результатах» эпидемии, но, судя по всему, отрасль здравоохранения стала одной из немногих, кто пережил рост.
В период обязательного социального дистанцирования и введения ряда ограничений медицинским учреждениям пришлось переосмыслить взаимодействие врачей с пациентами. Это привело к стремительному развитию такой области, как телездравоохранение. По самым скромным оценкам экспертов, внедрение технологии ускорилось практически в 2 раза.
Полноценное развитие телемедицины требует наличия отлаженной ИТ-инфраструктуры, которая позволит получить быстрый доступ к любой информации о пациенте. Для этого стали применяться IaaS-платформы – эффективная модель облачных вычислений, которая позволяет получить доступ к требуемым мощностям в cloud. Подобное решение допускает одновременную работу в сервисе неограниченного количества пользователей из любого региона.
Использование cloud-технологий в здравоохранении позволило решить множество проблем и сложностей. Например, при помощи новых решений удалось повысить качество обслуживания пациентов и эффективность работы врачей при достаточно плотном графике. Лечение стало более грамотным, а диагнозы, благодаря ИИ, – точными.
Если говорить о преимуществах облачных вычислений, то стоит отметить:
Облачным технологиям в медицине еще предстоит пройти долгий путь развития. Необходимо сочетать такие вычисления с искусственным интеллектом и другими развивающимися технологиями. Также необходима доработка в области аналитики данных.
Однако уже сейчас можно говорить о том, что использование облачных решений позволяет повысить эффективность медицинских услуг и открывает новые возможности для их оптимизации и развития. Новые технологии повышают доступность услуг для пациентов и одновременно снижают затраты медицинских учреждений.
Как видите, тема cloud-технологий в здравоохранении достаточно объемная и интересная. Если у вас остались вопросы об облачных вычислениях в этой отрасли, то специалисты нашего дата-центра Xelent обязательно на них ответят. Оставляйте заявку на сайте!