На сегодняшний день уровень использования нелицензионного софта в России составляет 62%. Исследование BSA показало, что за 10 лет этот показатель снизился на 25%, но, тем не менее, проблема нелегального ПО по-прежнему остаётся актуальной. Несмотря на столь положительную динамику, Россия продолжает занимать первые строчки мировых рейтингов по числу угроз кибербезопасности.
Есть 2 «железных» аргумента, почему пора переходить на легальный софт:
- Защита от киберпреступлений
- Защита от ответственности
Аргумент №1 (кратко)
Пиратское ПО часто выглядит, как настоящее и иногда распространяется в упаковке, которая имитирует настоящую упаковку производителя, однако, в отличие от лицензионной версии, оно может подвергнуть ваш компьютер и личные данные риску. Контрафактные версии часто содержат вирусы, программы-шпионы и фишинговые сообщения (запрос паролей или номера телефона), которые могут привести к потере информации, порче системы и даже хищению персональных данных.
Аргумент №2 (подробно)
Как свидетельствует судебная практика, по общему правилу, ответственность за использование нелицензионного программного обеспечения (ПО) лежит на генеральном директоре (или управляющей организации) общества в силу того, что именно эти органы принимают решения о выделении денежных средств на покупку ПО. Однако возможна ситуация возложения ответственности за использование нелицензионного ПО на системного администратора (вследствие ненадлежащего исполнения возложенных на него трудовых обязанностей, которое повлекло нарушение норм действующего законодательства).
Административная ответственность
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода в случаях, если такие экземпляры являются контрафактными, либо на них указана ложная информация об изготовителях, местах производства, об обладателях авторских или смежных прав.
Вышеуказанные действия влекут наложение штрафа с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и «иных орудий совершения правонарушения» (ст. 7.12 Кодекса об административных нарушения от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
Вынесенные судебные решения позволяют сделать некоторые выводы об особенностях применения административной ответственности на практике.
Так, в решении Ульяновского областного суда от 13 марта 2007 г. по делу об использовании нелицензионного ПО в деятельности товарищества собственников жилья (ТСЖ) суд указал, что «для того чтобы сделать вывод о наличии (отсутствии) в действиях Н***. состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, должен быть доказан не только факт умышленного использования контрафактного ПО, но и при этом правонарушителем должна преследоваться цель — извлечение дохода».
Суд указал также, что ТСЖ по закону относится к некоммерческим организациям, следовательно, факт извлечения доходов от использования нелицензионного ПО подлежит доказыванию. Так как доказательства в суд не были представлены, производство по делу было прекращено.
Следует отметить, что на практике компьютеры часто возвращаются их владельцам и конфискация не применяется, однако абсолютно исключить такой риск нельзя. Например, в решении одного из областных судов было указано, что поскольку «под воспроизведением произведения» понимается, в том числе, и запись произведения в память ЭВМ, следовательно, конфискации подлежат материалы и оборудование, используемые для записи программ в память ЭВМ.
В результате суд постановил помимо наложения штрафа конфисковать оборудование, а именно девятнадцать жестких дисков. Наиболее часто применяется удаление нелицензионного ПО с жесткого диска правонарушителя без конфискации.
Гражданско-правовая ответственность
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору (ст. 1301 Гражданского кодекса РФ):
- возмещения убытков (в этом случае правообладатель должен предоставить расчет причиненных убытков; как правило, суды полностью удовлетворяют требования пострадавших правообладателей), либо
-
выплаты компенсации, определяемой по усмотрению суда, в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Компенсация выплачивается независимо от наличия или отсутствия убытков.
Уголовная ответственность
Уголовным кодексом РФ (УК РФ), ч. 2 ст. 146 установлена уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторского права. Использование нелицензированного ПО подпадает под действие данной статьи. Последствиями незаконного использования объектов авторского права являются:
- штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
-
либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,
-
либо лишение свободы на срок до двух лет.
Если стоимость прав на использование ПО превышает 50 000 рублей, нарушения, предусмотренные данной статьей, признаются совершенными в крупном размере (250 000 рублей — в особо крупном размере) и наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 000 рублей.
Обязательным условием применения данной статьи УК будет являться наличие умысла, который доказывается путем направления в организацию-нарушитель писем о недопустимости использования нелицензионного ПО и предупреждения об установленной законом уголовной ответственности.
На практике уголовная ответственность часто выражается в форме штрафа. Даже если размер ущерба значителен, а организация лишь использовала нелицензионное ПО, суды пока придерживались либеральной позиции, и самая жесткая мера наказания подразумевала условное лишение свободы.
О том, как решить проблемы пиратского ПО с помощью аренды софта, Вы можете узнать у наших менеджеров по телефону 8 (812) 319-0004 или задать вопрос онлайн!
(По данным сайтов: tadviser.ru/ и rusblago.ru/)