Облака в России и за рубежом
Любой рынок стремится к укрупнению — и облака не исключение. Но в России и на Западе этот процесс происходит разными путями. В США и Европе работают несколько индустриальных гигантов, своего рода "суперпровайдеров", которые предоставляют облачные услуги бизнесу. Это Amazon Web Services, Microsoft Azure, Google Cloud Platform — вот, собственно, и весь список. Эта тройка практически полностью закрывает все универсальные потребности компаний, как в СМБ, так и для крупных корпораций.
Кроме "титанов" бизнеса на Западе есть компании поменьше, которые предоставляют специализированные нишевые решения: например, строят частные облака под специфические потребности какой-либо отрасли.
Однако в России все не так.
В нашей стране "большая тройка" пока не захватила рынок. Причин тому много: среди них и жесткие требования российского законодательства, и необходимость создания техподдержки на русском языке, да и небольшой (по мировым меркам) объём рынка, что делает его не первоочередным в условиях взрывной динамики в более прибыльных регионах мира.
И вот, на фоне низкой активности сверхкрупных западных игроков, на российском рынке сформировались комфортные условия для местных провайдеров. Таким образом, рынок во многом складывается из локальных участников, каждый из которых формирует свой набор сервисов. Их состав очень сильно различается — и по функциональности, и по набору используемого программного обеспечения. Клиенту практически невозможно в них разобраться.
Поэтому появились компании, которые анализируют разные предложения крупных локальных провайдеров, выбирают из них лучшее, дополняют собственными сервисами и предлагают бизнесу. Именно они и называются облачными агрегаторами.
Агрегатор — "магазин" услуг провайдеров
Именно так можно в двух словах объяснить суть работы. Ими становятся компании, которые плотно работают со множеством провайдеров и глубоко понимают разницу в предоставляемых ими услугах и их ценообразовании. Так произошло, например, и с дата-центром Xelent: на нашей площадке размещаются большинство крупных провайдеров, и это позволяет изнутри хорошо понимать архитектуру их платформ и решений, знать оборудование и состав их сервисов.
С этим знанием агрегатор понимает, как можно комбинировать эти услуги, чтобы клиент мог решить свои задачи в облаках с минимальным бюджетом. Например, в рамках одной компании могут быть востребованы и сервисы на базе технологии виртуализации VMWare, и OpenStack. Первая — более надежная, вторая — существенно более бюджетная за счет отсутствия лицензионных отчислений. Правильная их комбинация позволяет и экономить ресурсы, и обеспечивать нужную производительность и безопасность в критически важных участках инфраструктуры.
Добиться этого в рамках ассортиментной линейки одного провайдера редко получается. У каждой компании есть свой набор услуг, и она старается продать только тот набор сервисов, который продает сама — несмотря на трудности, которые могут возникнуть в инфраструктуре клиента. У заказчика практически нет в такой ситуации возможности возражать: понимать весь рынок, работая на стороне клиента, практически невозможно.
У агрегатора нет заинтересованности продать продукт конкретного провайдера, поэтому он старается лучше всего вписаться в потребности и бюджет заказчика. Рентабельность по всем предложениям у провайдера различается незначительно, поэтому он думает, в первую очередь, об удобстве и выгоде клиента.
Агрегатор — центр облачной экспертизы
Облачный агрегатор — это, в первую очередь, компетенция, в том числе, в области сетевого и серверного оборудования и инженерной инфраструктуры.
Сотрудникам каждого отдельного провайдера не нужно иметь компетенции в строительстве мультиоблаков, которые предполагают экономию и подбор степени надежности для каждой из частей IT-инфраструктуры заказчика. Достаточно знать собственные предложения и разницу между ними, а также иметь достаточно навыков в области продаж, чтобы убедить клиента остановиться на одной услуге из ограниченного набора.
Агрегаторы строят бизнес на умении глубоко анализировать IT-инфраструктуру заказчика, поэтому на первом этапе всегда проводится аудит информационных систем клиента. Только так можно успешно завершить сложный проект, предполагающий сочетание нескольких облачных сервисов на базе разных технологий виртуализации. Причем это касается и клиентов, у которых есть cloud-инфраструктура, и тех, кто лишь планирует переезжать в облако.
По результатам аудита агрегатор формирует рекомендации. Например, говорит, что облачное хранилище выгодно взять у одного провайдера, терминальные и VDI-серверы у другого, а, например, хранилище для "холодных" данных — у третьего. Так данные будут надежно защищены, но при этом заказчик избежит лишних затрат, которые для крупной корпорации могут составлять миллионы рублей.
Агрегаторы — двигатель рынка облаков
В России традиционно существует недоверие заказчиков к облакам. Оно преодолевается, но несколько медленнее, чем хотелось бы. Одна из причин в том, что для клиентов миграция в облака зачастую связана с рисками и неоправданными затратами, и провайдеры пытаются разрешить это противоречие исключительно в рамках собственных продуктовых линеек. Облачные агрегаторы стимулируют этот процесс.
При этом, в выигрыше остаются все. Компании получают реальный ресурс снижения затрат и компетентных консультантов, которые высвобождают десятки и сотни часов работы ИТ-директора. Провайдерам достается дополнительный канал продаж, который не требует практически никаких дополнительных затрат на привлечение лида, ведь практически весь маркетинг и лидогенерацию агрегатор берет на себя. Рынок в целом также выигрывает: он становится более "цивилизованным" и прозрачным, а конкуренция между провайдерами выходит на новый уровень.
© ComNews
21.05.2018